ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Сайт современной литературы

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
04.11.2010
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

банерная сеть «Гуманитарного фода»

 
 

Rambler's Top100

 
 

Дружественные ресурсы:

 
 

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ ИМЕНИ  АНДРЕЯ БЕЛОГО

(Беседа неизвестно кого неизвестно с кем)

"...несколько лет назад группа ленинградских писателей, или, если угодно, читателей, присудила Сайге Соколову литературную премию имени А.Белого. Эта призрачная, нигде и никем незарегистрированная премия грустно и чудесно соответствует призрачному статусу писателя..."
Татьяна Толстая (Вступительная статья к отрывкам из "Школы для дураков"
"Огонек" №33, 1988г.)

"Вестник":- В позапрошлом году в журнале "Огонек" промелькнуло сообщение о литературной премии имени Андрея Белого, присужденной замечательному русскому писателю-эмигранту Саше Соколову. Не могли бы Вы рассказать о ней подробнее? В чем ее смысл? И почему она так названа?

СО. — О смысле могу лишь предполагать. Скорее всего — это естественное желание "неофициальной культуры" воспроизвести институты, необходимые для ее нормального существования... Что касается Андрея Белого, то его славное имя говорит само за себя. Говорят, что премию чуть было не нарекли именем Камю — не столько из уважения к французскому экзистенциализму, сколько потому, что у жюри имелась в награду бутылка французского коньяка "Камю-Наполеон". В последний момент устроители одумались и возвратились на отечественную почву, заменив коньяк водкой, а Камю — Белым.
— Я слышал, что премия существует при ленинградском самиздатском журнале "Часы"...
— "Часы" — не более, как спонсор, финансовый заправила премии.
— Это особенно забавно, если учесть, что в денежном выражении премия составляет...
— Да, один полновесный советский рубль, в просторечьи "рваный". Уверяю Вас, что самый бедный совхоз-миллионер или скромный кооператор несколькими росчерками пера могли бы добавить к престижности премии А.Белого финансовую солидность, а себе обеспечить славу новых Мамонтовых и Рябушинских,
— Не могли бы Вы перечислить лауреатов?
— Премия присуждается по трем разрядам: проза, поэзия, критика, которую жюри понимает весьма широко. Достаточно сказать, что премия присуждалась за труды в области
„философии (Борис Гройс), богословия (Евгении Шифферс), искусствоведения (Юрий Новиков), музыковедения (Ефим Барбан), культурологии (Борис Иванов) и даже текстологии (Владимир Эрль)... Все эти авторы прекрасно известны и высоко ценимы в кругах неофициальной культуры. Это же относится и к лауреатам — поэтам и прозаикам. Через несколько лет их имена будут на устах у многих, а влияние на отечественную культуру сочтут общепризнанным.

Пока же боюсь утомить читателей "Вестника" перечислением малоизвестных и совсем неизвестных имен. Нет сомнения, что премия вручалась достойным авторам, но то, что среди ее лауреатов отсутствуют несколько имен, наводит меня на мысль, что ее получили далеко не все этого заслуживающие. Например, автор всемирно известной повести "Москва-Петушки" Вениамин Ерофеев, ленинградский романист Михаил Берг, поэты Сергей Стратановский, Елена Игнатова, Дмитрий Пригов...
— Не кажется ли Вам, что пришла пора сделать премию имени А.Белого более известной?
— Упоминание о ней в "Огоньке" отчасти это уже сделало. Раньше премию вручали когда где. На частной квартире, в художественной мастерской, в театре-студии, в литературном клубе-81 на Лаврова. А в феврале 1989 года ее уже вручали в
ЛО Советского фонда культуры при большом стечении публики.

Комментарий редактора "Часов" Б.Иванова:

К утверждению СО. об "естественном желании "неофициальной культуры" воспроизвести институты." хочу добавить, что в той ненормальной ситуации, в которой долгое время пришлось пребывать нормальным людям, они-то и составляют  цвет  "неофициальной культуры". Тогда необходимо было создать свой маленький, но нормальный мир. Просто для того, чтобы выжить. Не сойти с ума. Когда нам ломали хребет то вправо, то влево, важно было опереться на какие-то непреходящие ценности, даже такие, как эта "призрачная" премия. Мой соредактор Борис Останин, горячо поддержавший новую премию, был рад и тому, что она  делала  приятные  сюрпризы многим хорошим людям, из ничего создавала праздник. Это обстоятельство имело и обратную сторону: бывало так, что тайное жюри присуждало ее действительно хорошим людям, но посредственным литераторам. И еще: по ритуалу лауреаты при вручении премии произносили речи. Желающие могут познакомиться с некоторыми из них в нашем журнале:в №№ 15,22,28,35,47 и 56.

 

 

 
На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая
 

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта