Сайт современной литературы «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА»

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
31.05.2012
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

банерная сеть «Гуманитарного фода»

 
 

Rambler's Top100

 
 

 

Вход в личный кабинет

 

Дружественные ресурсы:

Из-во «Эра»
WWW.Liter.net
Скульптор Марат Бабин

 
 

Милена ОРЛОВА
ТРЕХПРУДНЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Минуло уже более 20 четвергов с той теплой сентябрьской поры, когда первые зрители, пережив тяжелое испытание закрученной крутым штопором лестницей, "откупорили" чердачную дверь Галереи в Трехпрудном переулке. И каждый (!) четверг из этой двери летят пробки (открываются выставки), что сделало это место весьма популярным — чем- то вроде художественного клуба, напоминающего собой странную помесь светского салона с тайным марксистским кружком, впрочем весьма демократичного.


Собирающееся здесь общество под чутким руководством инициативной группы в составе К.Реунова (правда, уже давно отбывшего в Лондон), А.Тер-Оганьяна, И.Китупа, В.Кошлякова. П.Аксенова, Д.Гутова, А.Сигутина, В.Дубосарского (периодически передающих друг другу желтую майку лидера, но с радостью уступающих ее и другим — В.Фишкину, Г.Нахалу, И.+Д.То- польским. Г.Беттини, Н.Ивановой... (с достойной восхищения методичностью и регулярностью "вытаптывает" границу между жизнью и искусством, в наше время уже едва заметную, но все же еще ощутимую). Это коллективное действие1 имеет характер колебательного движения между "верхом" (Искусством) и "низом (Жизнью). Движение "вверх" подразумевает принцип, узаконенный славой Дюшана — все, что волей автора попадает в художественное пространство (в данном случае промаркированное как Галерея), становится актом искусства. Экспонирование московских нищих в роли одушевленных "реди-мейдов" на первой выставке МИЛОСЕРДИЕ по своему шокирующему эффекту может быть поставлено в ряд со знаменитыми примерами такого рода опытов (Лошади Кунеллиса, концептуальные самодемонстрации), внося в него щемящую этическую ноту (передвижническая закваска русского искусства дает о себе знать).

"Дыра в Стене" . акция на Трехпрудном
"Дыра в Стене" . акция на Трехпрудном Виктор Касьянов 1992г.

 

Собственно говоря, в той же функции "реди-мейда выступают и зрители, ныл обыкновенные житейские занятия в ауре Галереи приобретают значение художественных жестов, запрограммированных авторами выставок. К таким жестам начинают относиться: раздача милостыни — МИЛОСЕРДИЕ, покупки — не совсем обычные, покупки денег, но это отдельная тема — МЕЛОЧИ НАШЕЙ ЖИЗНИ, привычка снимать в помещении верхнюю одежду — ДЕМИСЕЗОННАЯ ВЫСТАВКА, лузганье семечек - ШЕЛУХА, балование чайком — превращенное И.+Д.Топольскими в некое подобие чайной церемонии, где объектами для медитации вместо японского садика чудесно служили белизна сахара и "черная субстанция заварки автобусные экскурсии — как времяпрепровождение — ВСЯ МОСКВА (чем- то) напомнившая легендарные "выездные" акции КЛАВы), потребление спиртных напитков — МОРЕ ВОДКИ (обычно отодвинутое на периферию, это действие, перенесенное в центр и насыщенное романтическим пафосом слияния со стихией, чему во многом способствовало живописное панно В.Кошлякова — импровизация на тему Девятого Вала, вызвало ответный творческий порыв масс, выразившийся в создании инсталляции из нескольких сотен стеклянных рюмок, хрустевших под ногами, как прибрежная галька), и, наконец, последним пунктом этого несколько утомительного списка должно было бы стать такое житейское дело, как отправление естественных надобностей. Однако этот случай относится скорее к примеру движения "вниз", о котором придется сказать несколько слов.
Двойственность положения Галереи в Трехпрудном обусловлена тем, что это не только выставочное пространство, но и место "посиделок", проведения досуга (не случайно в творчестве художников этого круга тема "культурного отдыха" (Занимает столь важное место) , одним словом, это еще и "четверги" (дружеское основание такого рода недельных собраний — "сред", "пятниц" и т.п. имеет давнюю традицию, и. наверное, не требует комментариев). Переосмысление чисто "профессиональных' ценностей с точки зрения "отдыха" и составляет суть движения "вниз". Иначе говоря, все. уже изначально имеющее статус Искусства, должно пройти проверку жизнью, при этом внутрицеховые критерии оценки отвергаются в пользу общедоступного чувственного восприятия.
Эндрю РАТТ. Февраль 1992 г.

• Очень показательна в этом смысле выставка НЕ ФОНТАН, где была сделана попытка вернуть дюшановский шедевр из сферы бесплотных фантомов истории искусства в мир полезных, функциональных вещей, посредством лишения его имени и обращения в просто действующий писсуар (мне не известно, увенчалась ли эта затея реальным актом "надругательства" над святыней, но авторы,несомненно. провоцировали на это зрителей, обильно угощая их пивом) . Тем же духом рационализма были проникнуты и "четверги" под звучным названием ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ и ИЕРАРХИЯ В ИСКУССТВЕ. В первом случае зрителям предлагалось конкретизировать на собственном опыте столь расплывчатое понятие как художественный вкус, определяя соответствующие формы и содержания путем пробы разнообразных жидкостей-напитков из столь же разнообразных емкостей, их заключавших, которые представляли собой произведения разных известных художников. Во втором случае учреждением в Трехпрудном филиала Палаты Мер и Весов А.Сигутин нашел. по его выражению, "объективные критерии" оценки творческого роста художников и наращивания "критической" массы в нашем искусствоведении, для выяснения которых и художники. и критики были подвергнуты довольно унизительным процедурам.

Менее агрессивным отношением к зрителю отличаются выставки, занимающие в предложенной схеме промежуточное, срединное место и имеющие характер спокойного исследования каких-либо феноменов. В этот ряд можно поставить проведение абсурдных "физических опытов", как в экспозициях Гора Махала ЧЕРНЫЙ СВЕТ и В.Фишкина ЛЕГЧЕ ВОЗДУХА (причем "секреты" свечения черной лампы и "прилипших" к потолку мелких предметов нарочито простодушны и явны, чтобы авторов нельзя было заподозрить в чем- то большем, чем постановка хитрых задачек пытливому зрительскому уму), рассмотрение сути таких явлений искусства как СКУЛЬПТУРА (проект В.Дубосарского) и МЕАНДР (П.Аксенов, К.Реунов, А.Тер-Оганьян) — для выяснения "происхождения закорючки были обнажены стены чердака, продемонстрировавшие народное графическое творчество, вечно живой источник, питающий высокое искусство). Сюда же можно отнести и выставку П.Аксенова ТИТАНИК, представившего вариант современной трансформации исторического жанра. Если же брать в целом деятельность Галереи в Трехпрудном, как художественное направление, то для его обозначения мне хотелось бы предложить такой эклектичный термин, как популярный концептуализм. подробной обоснование которого будет изложено как-нибудь в другой раз.
Примечания
1 Случайное совпадение, но вскользь упомянем, что в "Коллективных действиях" роль зрителя или участника присваивается авторами акции, здесь же участником может стать каждый, по собственному желанию.
1а Над каждым нищим висела репродукция Рембрандта, чья известная картина является классической иллюстрацией притчи о блудном сыне.
2 здесь можно было бы употребить слово "приватный", если бы оно не приобрело множество в данном случае нежелательных для автора ассоциаций благодаря недавней выставке "Приватные занятия". Однако экспозиции И.Китупа и Н.Ивановой могут достойно продолжить линию "приватных занятий" в значении, которое им придали комментарии Е.Деготь и В.Левашова.
3 Эта выставка может быть отнесена и к движению "вниз", поскольку предметом оплевывания становится физиономия автора (К.Реунова), расклеенная в виде фотокарточек по полу, автора, провоцирующего зрителя таким образом на выражение наплевательского отношения к искусству (в его лице)
4 Выражение Д.Гутова
50 чем говорят выставки (большие) — "Культурный отдых" и "Вопросы искусства

6 То, что эта акция, кроме всего прочего. носила и явный антифеминистский оттенок, нас в данном случае мало интересует.
7 Выражение И.Китупа по совершенно другому поводу

12-го марта в ЦДЛе состоялась презентация второго номера "Мулеты".
Цветная обложка, множество фотографий. Номер посвящен пятидесятипятилетию Матадора, редактора-провокатора Толстого. Посему в номере масса "толстоведческих" эссе, стихов эмигрантских и неэмигрантских + новая пьеса обретшего популярность своей "Игрой в жмурика" Михаила Волохова: Дм.Галковский "Письмо Михаилу Шемякину", А.Ковалев "Прелиминарий для новой мифологии художественного рынка, О.Давыдов "Ожог шестидесятничества или Астральный контур Америки на лысине грустного беби", Н.Климонтович "Этика некрофила и либеральная мастурбация". Большая часть номера посвящена перелопачиванию идеи шестидесятничества. На презентацию прибыли: моментально заболевший в России Толстый и Михаил Волохов, восседавшие в президиуме вместе с русским представителем "Вивризма" И.Дудинским. а также Вяч.Лёном и Н.Климонтовичем. Зал был полупуст, но зато тут и там светились припудренные пыльцой славы лица В.Мизиано, Гл.Смирнова. О.Дарка. И.Левшина, М.Арбатовой, организатора "Интершанса" А.Киселева, бывшего директора группы "Гражданская оборона" Сергея Фирсова и мн.др.


На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта