Сайт современной литературы «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА»

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
14.02.2012
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

банерная сеть «Гуманитарного фода»

 
 

Rambler's Top100

 
 

 

Вход в личный кабинет

 

Дружественные ресурсы:

Из-во «Эра»
WWW.Liter.net
Скульптор Марат Бабин

 
 

ПАМЯТИ ГЕОРГИЯ АДЕЛУНГА.

Порой реальность мертва и холодна, как математика. Совершилось какое-то очередное сокращение дроби жизни — и нет её части. Так уходят от нас дорогие люди, ошеломляюще нелепо, так, что их силуэт еще долго стоит перед глазами и звучит голос, будто только что окончена фраза.

Так ушел от нас Георгий Аделунг — наш Юра — удивительный поэт, один из лучших бардов России. Феномен Аделунга еще ждет разгадки. В последние годы он выступал редко, так что имя его стали подзабывать даже в кругах жанра, и песни его — великолепные и глубокие — продолжали звучать безымянно. А было время, 70-е годы, когда Аделунг был одним из самых известных, богемных, что ли. "запретных" авторов. Без его песен не обходился буквально ни один концерт в Поднебесной! А такие шедевры как "Карнавал". "Песня Наемника". "День похоронен..." и, конечно, "Мы с тобой давно уже не те..." вытесняли из программ опусы самых титулованных и непререкаемых авторитетов, становились народными гимнами.

Сколько изощренной фантазии тратят авторы на саморекламу, сколько хитрых усилий, тщательно отрежиссированных скандалов стоит за именами большинства известных бардов. Аделунг буквально пальцем не пошевелил ни разу для продвижения своего творчества "в массы". Зато пока авторская песня жила в подполье и распространялась по признаку качества —Юра был вне конкуренции. Когда же пришло время эстрадных законов, продюссеров да спонсоров — Юра молча отошел в тень, пренебрегая новыми правила-си игры. Несколько лет — весьма нелегких для него (тут было все: и периоды депрессии, и скитания по стране, и тяжелые запои) — Аделунг молчал. Организаторы концертов и не вспоминали про него. И впрямь — кому нынче интересен артист, не орущий, не топающий ногами, не оскорбляющий зал, за которым не стоят вечно поддатые купцы-"мецена-ты".

Мы любили Юру и всегда приглашали его на все наши сборные программы, трижды устраивали ему сольники, но этого, конечно, было слишком мало. А большего мы не могли сделать.

Но Юра, как оказалось, и не ждал никаких спасителей. В последние 1,5-2 года он вновь обрел голос и в этом ненормальном мире, ожил, начал писать неожиданные, отличные песни, выпустил с помощью КТП Толи Евсинейкина первый и последний при жизни сборничек песен (правда, неказистый и с массой смешных опечаток), начал снова выступать. При этом программы он вел с неожиданной силой, с блеском, в неподражаемом спокойном ключе. Готовились его новые концерты, гастроли в Питер, второй, более серьезный сборник,..

Он погиб 6 января, накануне Рождества, сорвавшись со стены строящегося дома. Наше уродское время загнало Юру на эту работу ради куска хлеба — у него была семья, сын. А ведь ему шел уже 48-й год...

Аделунг начал писать в начале шестидесятых. Вошел он в жанр почти без разгона, как автор совершенных и необычных песен-бал-лад. Неожиданность его эстетики удивляла и завораживала. Тогда господствовал Визборовско-Никитинский стиль, такой коллективистский вариант песнопений под лозунгом "возьмемся за руки, друзья". В моде были даже "патриотические марксистско-ленинские "трубачи", "красные командиры", "комиссары в пыльных шлемах". Аделунг же в числе немногих бардов (Анчаров, Бережков, Мирзаян, В.Матвеева и некоторые другие) принес в жанр интонацию одиночества, пафос единичной личное, и. Поперек господствовавшим тогда идеалам "простоты и доступности" формы Аделунг сразу заговорил на олимпийском языке. В технике и тематике стиха сильно влияние старой русской поэтической традиции. И не случайно Аделунг одним из первых спел с большой сцены волшебную песню на стихи Н.Гумилева — "Жираф", что вызвало в те времена эффект грома среди ясного неба.

Аделунг — открыватель многих эстетических приемов авторской песни. Его аккомпанемент отличается особой гармонической дробностью, которая завораживает, и делает исполнение необычайно исповедальным. Дробность эта ритмически восходит к былинному русскому размеру — дольнику, и поэтому легко отзывается в душе слушателя какой-то генетической памятью, очаровывает, останавливает внутренний монолог.

Спорят о соответствии судьбы и личности Аделунга его песенной легенде. Мне кажется, что здесь Юра был целен: он и герой его песен — одно лицо. Аделунг — один из ярких представителей старинной касты поэтов-странников. И в этом он был носителем родовой традиции. Семейное предание говорит, что предки его — викинги Аделунги были шведскими каперами, его отец — знаменитый исследователь Центральной Азии, продолжавший изыскания Пржевальского и Семенова-Тяньшанского. участвовал в пленении в 1920 году Бухарского эмира. Наследственная тяга к неизведанным областям звучит в каждой песне Аделунга. "И я, ступая за порог, так верю в звездочку — вон эту, Как верит проигравшийся игрок в свою последнюю монету." Юра был цельным человеком и в творчестве, и в жизни, и в смерти.

Одним из первых среди бардов Аделунг подошел вплотную к вечным темам поэзии: Жизни. Смерти, Богу. И хотя в творчестве его нет еще религиозной основы, но в развитии центральной тематической линии к теме Бога он подошел, последний шаг предоставляя сделать (или не сделать) нам самим. Причем его подход к самым пугающим проблемам жизни удивительно легок (не легковесен!), в нем нет претензии, назидательности. Он на- -писал немного, не более ста песен. Но нет из них ни одной проходной. Все — без изъянов — как одна обойма.

Больше не будет у нас новых Юриных песен и свежих записей, но осталось в фонотеках и частных архивах, слава Богу, немало приличных материалов: записи домашних и зальных концертов, несколько видеороликов. Так что есть надежда, что творчеством своим Аделунг еще долго будет жить с нами рядом. "Юра, до свидания..."

 

На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта