ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Сайт современной литературы

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
29.01.2012
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

банерная сеть «Гуманитарного фода»

 
 

Rambler's Top100

 
 

 

Вход в личный кабинет

 

Дружественные ресурсы:

Из-во «Эра»
WWW.Liter.net
Скульптор Марат Бабин

 
 

 

АРТ-ХРОНОС

До каких только изысков не доходило в последнее время творческое сознание отечественных художников!.. Но. кажется, еще никому из них не приходило в голову в течение многих лет класть на холст только "отпечатки кисти №50 с интервалом в 30 сантиметров". как делает это французский художник Ниеле Торони или же красть холст в тот же цвет, что и стена, на которой он висит, а вместо этикетки вешать рядом маленький холстик того же цвета, как Клод Рюто. Последний, кстати, сам и этого не делает, а пишет "указания руководства". согласно которым работу должен выполнить купивший её новый владелец.

Полюбоваться подобными проявлениями французского творческого духа московские зрители могли в мае-июне в Центральном Доме Художника на Крымском валу, где проходила выставка из собрания французского банка "Кэсс дэ депо".

Приятно смотреть на произведения, сделанные "чисто вымытыми руками": ярко блестят стекло и металл, поражает чистота форм и отточенность идей. Впрочем, русскому зрителю, должно быть, ближе ностальгически-метафизические инсталляции Кристиана Больтански ("Жанровая сцена", "Архивы умерших швейцарцев"), нежели рафинированная чёткость работ Дидье Вермерена ("Обработка меди и алюминия"), похожих скорее на алгебраические уравнения, или того же Рюто.

Среди художников, представленных на выставке (Филипп Казаль, Жан-Пьер Бертран, Жан-Люк Вильмут, Патрик Тозани и другие). практически нет молодежи. — все это довольно неизвестные авторы. "Кэсс дэ депо", судя по всему, предпочитает иметь дело с апробированным материалом.

Трёхдневное пребывание в Москве французских художников и критиков ознаменовалось тремя грандизоными банкетами, а также презентацией каталога, из вступительной статьи к которому со всей очевидностью явствует, что "Кэсс дэ депо" испытывает глубочайшую гордость оттого, что вкладывает деньги в искусство, которое считает национальным достоянием. Что ж. возможно, и в России обьявятся когда-нибудь меценаты, для которых поддержка искусства станет вопросом престижа.

Редко случается, что крупная выставка быстро вызывает peaкцию, причём в выставочной же форме. В наше время утопичность мышления, которая связывается обычно с расцветом русского авангарда в 10-е годы, постоянно является объектом критики, как явной так и неявной. Полемику с авангардом начала века издавна вёл московский художественный андеграунд. "Комплекс Малевича" идеи конструктивизма довлели над его творческим сознанием, всё это сопрягалось с политической ангажированностью искусства.

В мае в Москве, вслед за вернисажем выставки "Великая утопия" (Третьяковская галерея), посвящённой авангарду начала века в выставочном зале Музея Архитектуры открылась экспозиция художника Юрия Аввакумова и фотографа Игоря Пальмина. Каждый из них индивидуально выразил своё отношение к нашему художественному наследию. Юрий Аввакумов в своих "квазиконструкциях" напрямую состыковывает амбициозность конструктивистски замыслов с пропагандистским коммунистическим пафосом, — наслаиваясь друг на друга, они порождают монстров: таков, например, конструктивистский "скелет" скульптуры Мухиной "Рабочий и колхозница". (По мнению художника, в глубине всякой соцреалистической скульптуры находится конструктивистский каркас.)

В другом случае — это ироническая метафора конструктивистского прожектерства: квазиконструктивистская структура погружается в аквариум.

Игорь Пальмин ищет оригинальный взгляд на известные памятники архитектуры, некий сдвиг, ракурс, в котором застывшее здание обретает жизненность: будь то зелёная ветка, тянущаяся к дому Мельникова, сгущения архитектурных форм, застывающие ассоциации с органической жизнью или полумистический оконный провал посреди фасада...

"Информация-вымысел-реклама" это название группы, представленной на выставке из собрания "Кэсс дэ депо", довольно отчетливо перекликается с акцией, проведенной "ТВ-галереей" 7 мая.

Как известно, от любви до ненависти — один шаг. Примерно такое же расстояние — от информации до дезинформации.

Назначение телевидения — правдиво освещать происходящее, информировать. Однако информационная система, единожды запущенная, начинает жить по своим законам. Стараясь постоянно поддерживать к себе интерес. она сначала осмысляет, потом домысливает. а потом и измышляет. Мм сами прекрасно знаем, по нашей прежней "советской действительности". что такое информация. Наши западные коллеги имеют о ней свое представление. вынесенное из псевдорепортажей — например, с Иракской войны. Так что проблема интернациональная. внятная и Востоку и Западу. От рефлексировать ее взялся Гия Ригвава — один из немногих отечественных художников, использующих в своей работе видеосредства.

В центре Современного искусства, где происходила акция, были установлены телекамеры и мониторы, и самый настоящий диктор читал "ложную хронику" московской художественной тусовки, которая перебивалась самой настоящей рекламой. Все присутствующие могли увидеть себя на мониторах, и многие, начиная с удовольствием играть с ними в свои игры, попадали в ловушку, ибо уже изначально были включены в общий контекст задуманной художником игры.

Нина Зарецкая, куратор "ТВ-галереи", пыталась на месте брать интервью у художников и критиков. — эти интервью волюнтаристским образом обрывались и истолковывались диктором.

Был задействован и приём ложного репортажа — время от времени на экране под рубрикой "Это интересно" появлялась красивая обнажённая девушка, красиво укладывающаяся в широкую кровать. Публика бросалась в соседний зал, где стояла кровать, но там никого не было, а девушка, вполне одетая, разгуливала по залам, и, подобно обычным телезрителям, которые смотрят всё подряд в ожидании "еще чего-нибудь интересного", завсегдатаи московских вернисажей долго не покидали зал...

В.Б

* * *

 

На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта