ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Сайт современной литературы

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
09.12.2011
 
 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания
о ГФ
Наш форум
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

Мои друзья в интернете:

Из-во "Эра"
WWW.Liter.net
Скульптор
Марат Бабин


Банерная сеть "Гуманитарного фонда"

   
 
Rambler's Top100
 
 
 
 
 
 

 

 
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001297006644 (Друзья ГУФО)
Для сканирования материалов газеты и повышения функциональности нашего сайта нам требуются деньги. Мы будем благодарны всем, кто захочет поддержать нас.
 


ФАУНА КАТАСТРОЙКИ - К РИСУНКУ ПАВЛА ФИЛИППОВСКОГО

Накануне "Великой Августовской революции" в сфере советской эсте­тической мысли развернулась вели­кая баталия. Речь шла о детском ри­сунке — можно ли позволить ему раз­виваться свободно, как вздумается юным ма­зилкам. либо после де­тсадовских игр его не­обходимо направить на академический путь слу­жения высокому реа­лизму — прения шли с такой страстью, будто решались судьбы социа­листической культуры. Про сторонников сво­бодного рисунка рас­сказывали страшные ве­щи: будто они заставля­ют бедных детишек на­лить на лист бумаги жид­кую краску, а потом пре­вращать цветные кляксы во что вздумается без помощи кисти. Сторон­никам академического благородства казалось, что лишь скрупулезное зарисовывание стака­нов и гипсовых кубов способно развить в ре­бенке артистические способности. Хотя, ра­зумеется. с точки зре­ния вечности никакой существенной разницы между кляксой и гипсо­вым кубом нет.
Дело было не в фор­мальном методе, а в творческой атмосфере, с ним связанной. Де­тский рисунок в его пер­возданной стихийности с трудом поддавался контролю, видения и на­блюдения на листе бу­маги возникали спонтанно и непред­сказуемо. Стоило лишь педагогам , подстраховаться и потребовать вписать крупными каракулями "Миру- мир" или "Пусть всегда будет Солнце"

как оказывалось, что под словом "мир" валяется пьяный дядя-сосед, а под солнцем летят оторванные голо­вы враждебных дворовых мальчишек. Это, впрочем, пустяки. Одна учитель­ница лишилась работы после того, как отправила на районный конкурс де­тского рисунка работу, где был изо­бражен "папа с медалями". Медалей в виде звездочек было четыре, и по­скольку папы у бедного автора в нали­чии не имелось, учительнице неопро­вержимо доказали, что она прогляде­ла карикатуру на Брежнева. Поэтому куда спокойней было засадить ребят за гипсовые кубы, пока они еще не обучились благой привычке к авторе­дактуре и сдерживанию порочных по­рывов.

Павел Филипповский, недаром из­бравший себе грозный артистический псевдоним Паша Лев (впрочем, на вопрос о выборе псевдонима он дип­ломатично отвечает, что Прав, во-пер­вых, звучит не совсем скромно, а во- вторых, недостаточно точно полити­чески ориентированно) никогда не страдал автоцензурными комплекса­ми страха. Рисунки этого художника не надо представлять нашим читате­лям. поскольку, полагаю, им хорошо знакома его манера, естественно вы­росшая из диких узоров, которыми покрывают поля тетрадок, пытаясь хоть как-то разрядить скуку школьно­го урока. У девочек эти узоры неиз­менно претворялись в кисейных ба­рышень прошлого века, у мальчиков

в войны, прежде с фашистами, нын­че с мафией. Но Паша никогда не ри­совал ни Штирлица, ни комиссара Кат- тани, изначально творя свой собст­венный диковинный мир. Взрослея, он сохранил детскую свободу импровизации, которая уже вызывает до­брый интерес у маститых художников- на стр. 2 профессионалов.

Рисунок за рисунком слагались в панораму фантастического зоопарка. обитатели которого были старательно обозначены экзотическими научными именованиями — Лакопопка, Жопокрыл летательный, Жержера хвостливая.
Поскольку Паша долгие годы был главным оформителем популярного ежемесячника "Твое здоровье" (выходящего в то время тиражом свыше восьми миллионов), его добродушные чудовища часто болели. лежали под капельницами и в гипсе, не теряя. однако, бодрости. Лозунги "Здорово болеем и "Здорово лечат!") в этих медицинских гротесках читались как оптимистические. но и одновременно как печально- безнадежные уличные сентенции позднего застоя типа грустной фразы о том, что "Победа коммунизма неизбежна". которую сочинил какой-то гениальный, но безымянный партийный концептуалист. Неунывающие существа, жизнелюбивые советские недотыкомки являли в его
рисунках столько энергии, что казались
 порою не нарисованными, но образом самозародившимися на листе. Но при всех иронических завихрениях его стиля Павел отнюдь не карикатурист, хотя некоторые читатели. Твоего здоровья" забрасывали редакцию гневными письмами требуя призвать к ответу дерзкого злопыхателя. На деле не злая ирония, а вольный юмор переполняет эти рисунки юмор совершенно необходимый для всякого выздоровления, и физического, и морального. Известен случай когда медсестра поскользнувшаяся на банановой корке, Невзначай спасла жизнь безнадежно больному пациенту Слишком много в русской традиции писателей-сатириков, обличающих нравы но слишком мало, вернее, совсем нет юмористического парения духа, которое помогает независимо воспринимать все то, что происходит окрест. Мне кажется, этот высший юмор и ставит своей сверхзадачей Павел, тяготея (пока, конечно, лишь в идеале) к той же импровизационной легкости сверхреального философского комизма, который отличает рисунки Пауля Клее (сердце чужое, проглоченное). Павла не влечет отчаянный черный юмор в духе Романа Топора, кумира наших перестроечных графиков. Его постоянная цель — непринужденная легкость черно-белого штриха, являющегося на свет Божий как бы невзначай. Не поучение в духе философии абсурда, как у того же Топора, а шутливый экспромт, который, однако, оказывается вдруг, несмотря на свою мнимую фантастичность, почти натуралистически жизненным. Часто шутка у него претворяется в поэтическую метафору,

Удалой, детски примитивный, стиль граффити еще совсем недавно был в огромной моде на Западе, знаменуя собой хаотическую и таинственную пульсацию жизни больших городов. Ничего подобного не появилось у нас. если не считать прямых копий с американских граффити с атрибутикой "тяжелого металла", которые там-сям замаячили. В обществе нет еще достаточной раскованности, чтобы всерьез полюбить детский рисунок, а тем более взрослую его имитацию, избранную в качестве своего стиля. Мы слишком серьезны, предпочитая "вечные" и "духоподьемные" образы, выраженные "вечным" же языком, хотя бронза и мрамор, в целом, вышли из моды. К лихим граффити Павла Филипповского, которые уже превратились во вполне взрослый, сознательно культивируемый стиль (в свои пятнадцать лет он успел опубликовать несколько сотен рисунков и. кроме журналов "Человек и природа" и "Твое здоровье", его можно встретить в таких престижных изданиях, как "Литературная газета" и "Гуманитарный Фонд") предстоит еще привыкать, разглядывая его фауну катастройки со смешанным чувством удивления, шока и даже некоторой странной приязни.

 

 
На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая

 
   

 ©Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта