|
Юрий НЕЧИПОРЕНКО
Многография ЛИЧНОСА
Вслед за Львом Гумилёвым, который ввёл в мировую науку о возникновении и распаде сообществ людей понятие этноса, как элементарной единице этого процесса, хочется и нам ввести новое понятие — ЛИЧНОСА.
И применить его не куда-нибудь, а к описанию художественной жизни столицы, страны, а может, и пошире махнуть — всего творческого человечества. Но ограничим себя пока рамками искусства в отдельно взятой стране.
Из разных мест доносятся стоны — держась за ушибленные рынком места, художники жалуются и клянут судьбу, в которой они оказались свободными — дальше некуда. Свободно можно выехать на Запад, зайти в музей — и выйти ошеломлённым, травмированным — оказывается, так много у них там есть всего, что мы, гиганты с одной шестой части суши, оказываемся там валкими шмакодявками, и наше искусство им интересно только лишь как этнография, экзотика — вроде масок для шаманов из Папуасии.
Кажется, что страны за былым железным занавесом легко переводят наших чутких художников и сверхнервных околохудожников в состояние помешательства. Задумаешься поневоле — а не было ли смысла, хотя бы гуманного, человекозащитительного, в том. что раньше пускались за "занавес" только люди стойкие, прошедшие спецсобеседование в ЦК. Пеклись о душевном здоровье народа товарищи!
Теперь же приехавший, вернувшийся оттуда наш молодой человек-художник выглядит резко постаревшим, таинственным, как будто вкусившим некоего тайного знания. Что-то бормочет он членонераздёльное, из чего распознаются только отдельные слова-тотемы, слова-заклинания:
— Ритм! Рынок! Уровень! Контракт!
И, раздирая раны свои, посыпая голову пеплом, шепчут последнее и самое загадочное слово:
— Этнография...
Без Льва Гумилёва тут не разобраться.
Почему это невинное словцо из учебника — смертельно для художников?
Гадко и больно чувствовать себя поставщиком колониального товара в валютноразвитые страны, обслуживать вкусы на экзотику перестройки у мелких коммивояжеров с залежалыми деньгами. Опасно попадаться в лапы доморощенной бизнесменке, удачно вышедшей замуж из Москвы в Нью-Йорк в года своей молодости, а теперь решившей подзаработать на освободившемся отечестве. Таких вариантов — пруд пруди: нанимают новоиспеченные американцы себе батраков, и те "красят" им холсты.
Чтобы как-то успокоиться, мы предлагаем ввести понятие ЛИЧНОС — личный космос художника, гармония, как он понимает её и строит.
Отличается от личности тем, что личность — социальное понятие, определяющее лицо человека в обществе, статус его, вес. авторитет в системе местных ценностей. А вот ЛИЧНОС — это то, что не ловится в сети местного этноса, что выпирает из него в космос. То, что позволяет восхищаться делом рук художника в других странах и через века.
Надо ли приводить примеры того, что человек может быть тысячу раз личностью, политичностью, журналичностью — и при этом оставаться эпизодичностью в течении сиюминутных товарно-денежных, престижнополитичных, государственносвинских ситуаций? И наоборот, никакой особенной не личностью, без наличности общепринятых ценностей, гражданскохристианских добродетелей — но художником такого масштаба, ЛИЧНОСОМ такого космоса, что остальные хорошести других личностей ветшают по сравнению с ним и осыпаются. Что для вечности этнос (время, революция, процесс)?
Большие деньги портят маленьких людей, а достижения цивилизаций — не в уровне делового помешательства, а в достижениях отдельных ЛИЧНОСОВ. Как они вызревают, растут, пускают побеги во все века и земли — тайна сия велика есть.
Дело ли их — рынок? Пеклись ли они о нем? Может, и так.
Только в одно не верится — что у них самих были внутри сбиты масштабы настолько, чтобы посвящать этому все душевные силы. Тогда бы они точно ничего не сделали.
Если во главу угла поставить ЛИЧНОС
— то один-единственный художник оказывается такой, страной, из которой возить — не перевозить продукты питания, продукты дыхания, энергию радости — витамины и молитвы, что кому нравится. И без перевода на другие языки, всем, безвозмездно, кто не заплатил даже — а только увидел в гостях картину, или даже в метро, в альбоме, в журнале, у соседа.
Скромный запас бескорыстия и способности к неограниченному использованию есть у произведений ЛИЧНОСА (чем они в хорошую сторону отличаются от нефти, витаминов и прочих вещей).
Предвижу возражения: — Это всё давно известно. А сейчас сломали берлинскую стену!
ЛИЧНОС — это такой материк, где есть своя Азия и Европа, идут несколько войн и стоит пара стен, ломают их там чуть не каждый день — художник строит стену, ломает и думает: как лучше?
ЛИЧНОС может рисовать карикатуры, плакаты, сочинять каламбуры и вставлять в нос патефонные иглы — все это никак не умаляет его величия, если оно есть, конечно. Есть только один запрет — ЛИЧНОС не может сделать то, что за него сделал бы другой. То есть человек такое сделать может, личность — может, но это будет плодом той части их естества, которая не существенна и не имеет к Личносу прямого отношения. Такая часть может сказать "Ничто человеческое мне не чуждо", может как угодно оболгать высшее в себе — по той причине, что ЛИЧНОС часто невыразим в таком материале, как слово, краска, звук — а выразим и выразителен, оказывается, например, в глине. Или способен строить свой космос из стекла и металла, из дерева, из камня...
ЛИЧНОС может быть бесконечно одинок, или одинока — у него нет даже поля, к которому можно приткнуться, с которым можно стакнуться — есть только дело — творчество.
К подсознанию ЛИЧНОС имеет такое же отношение, как мастерская — к кухне и санузлу. Без них, как и без всякой сантехники, жизнь ненормальна, но сама ванна и кухня молчит, не говорит, не творит.
По отношению к ЛИЧНОСУ нельзя сказать МЫ. То есть если личности можно затолкнуть в одинаковые убежища, партии, кооперативы — как в коммунальные квартиры, то ЛИЧНОСЫ сводить невозможно и даже опасно. Это все равно, что слепить, столкнуть разные планеты — по масштабу будет такая же катастрофа. Нет, пусть Земля отдельно, и Венера отдельно. Обобщения здесь крайне сомнительны.
Земная этнография на других планетах не работает. Там другие материалы, температуры, иные масштабы и само понимание жизни и души.
Для описания явлений этого планетарного, космического масштаба необходима и новая дисциплина — культография ЛИЧНОСА.
Предлагаю рассматривать эту статью как первый камень в основании новой науки, предмет которой — знание о ЛИЧНОСЕ. |
|