Сайт современной литературы «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА»

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
27.07.2013
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Издать книгу
Купить книгу
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

банерная сеть «Гуманитарного фода»

 
 

Rambler's Top100

 
 

 

Вход в личный кабинет

Логин:
Пароль:
 

 

Дружественные ресурсы:

Из-во «Эра»
WWW.Liter.net
Скульптор Марат Бабин

 
 

 

Игорь ЮГАНОВ

ТЕЛЕГИ И ГНОМЫ

49. Бог, приближенный к человеку максимально. Бог, обоняющий нас, осязающий всю Нашу кожу, знающий её вкус, проникающий в кровь, чтобы и её коснуться языком. Бог. пребывающий в постоянном соитии счеловеком. Больше чем в соитии — непрерывно познавая каждую клетку человеческой плоти своей всепроникающей чувственностью. Обезличенная нимфомания, обретшая статус религии.

15. Недостаточная любовь к жизни приводит к совершению самоубийств, недостаточная любовь к смерти — к появлению вурдалаков.

29. Созерцание полезных ископаемых в недрах собственного сознания — занятие приятное и необременительное. Их извлечение — тяжёлый и неблагодарный труд: инсайты и сны, так же, как и золото, имеют преимущественно условную ценность.

18. Тёзки и однофамильцы тех, с кем был близок — рифмы биографии. Ещё не судьба, но уже напоминание о ней.

22. Калейдоскоп: Чжуан Чжоу и бабочка — две грани; третья, прозрачная, соединяющая их — Чжуан цзы. Пить этот свиток, картонную трубу, с радостью и отвращением.

16. Древнегреческая поэзия создавалась под шум прибоя, европейская — под стук механических часов. Отсюда и различия в метрике.

137. ШАГ ОТ ПЕРСОНЫ К ПЕРСОНАЖУ

— "Любитель Вальтер-Скотта и Дюма". Это ключевые сведения о Николае Бердяеве.

— Он собирал чешуйчатых и крыл их невнятный шорох...

— Забота о фоне за спиной у Бахтина изобличает женственность его христианского мировоззрения.

— Саша Соколов, по-видимому, лучший современный русский прозаик, вряд ли приобретёт статус великого писателя. Для этого нужно не только мастерство, но и соответствующее самоощущение. Но оно недостижимо для человека, который блестяще знает и ценит свой предмет, живёт в постоянном соприкосновении с великолепными, созданными в прошлом образцами и неизбежно соизмеряет с ними свои заслуги. Величие требует толики невежества.

— Гаерство и философия — несмежные области. Поэтому Жванецкого, пытающегося отыскать границу между ними, часто бывает жаль.

— Бродский, пускавший, по его собственному признанию, в молодости петуха, в зрелые годы подпустил "куранию".

39. Актёры — профессиональные преступники, нарушители человеческих и иных установлений, и все те неприятности, которые происходят с ними в мире воображаемом, в полном соответствии с законами примитивной магии уже не могут произойти в их частной, как им кажется, жизни.

7. В творчестве старше то, что родилось позже.

17. Память о сновидении, физической боли, любви и предыдущей жизни — это лишь память о первом воспоминании о них.
35. Говорят. что ад — пародия на земную жизнь, по тогда, быть может, и мы — не более чем пародия на иные, высшие прототипы. Творец высмеял себя в творении, а люди принуждены кривляться, травестируя Царство Небесное.

13. Всего полшага в прошлое языка, и различить Савёловский и Павелецкий вокзалы уже невозможно.

147. Подлинное отношение к человеку — это отношение к человеку спящему. Точнее — к самому факту его сна. Если бы душа была смертна, стремление разбудить соответствовало бы тяге к убийству. А потому неприятие сна того, кто считается близким, обозначает лишь неприятие спящего — неповторимой мозаики, составляющей его (или её) индивидуальность, — желание нарушить, изменить или подчинить эту индивидуальность себе.

Спящий человек может вызывать разные чувства: беспокойство. раздражение, зависть и даже страх. Появление этих чувств рационально не объяснимо, потому что их подлинная причина — глубинное отношение к Другому — скрыта от бодрствующего.

Конечно, спящий бывает и безразличен. Но теми, кто наделён чутьём, он чаще всего воспринимается как нечто абсолютно чуждое. потому что "Я" Другого, пo cyти, до ужаса чуждо бодрствующему "Я”. Обычай спать одновременно — общественная форма зашиты от этого ужаса.
На какие только хитрости не пускается сидящий внутри головы человечек, каких только предлогов не изобретает, чтобы оправдать единственное и, в глубине, преступное действие — разбудить!

77. Вся правда невыразима в коротком высказывании. Она требует множества оговорок, кивков и боковых ходов. Но даже ответвления ночной молнии ведут в темноту. Неяркая вспышка понимания и подавно не может осветить гигантский мрачный лабиринт, а скурпулёзное исследование ответвлений уводит прочь от света.

К счастью, я не обязан ходить туда, потому что не строю планы пещеры. Я лишь кое-где развешиваю фонарики — не для того, чтобы всерьёз помочь будущим спелеологам, но с единственной целью; изредка порадовать их утомлённый темнотой взгляд.

8. Искусство — усмотрение живого в мёртвом, мёртвого — в живом.

19. Различие между публицистом и писателем в том, что вечный конфликт между правдой и правдоподобием они разре-
шают прямо противоположным образом.

36. Бесы зарождаются в душе, и лишь изгнание в мир сообщает им статус онтологического бытия. Встретив беса, можно победить его единственным способом: принять, впустить в своё сердце, а затем, совершив усилие, рассеять в виде мельчайшей светло-коричневой пыли.

28. Тело — бечева, сплетённая в парадоксальный узел, и требуется единственное лёгкое, хотя и трудно находимое движение, чтобы распутать его и испытать удовольствие, которое доставляет сложная, но наконец-то решённая задача.

54. Проповедь "О пришедших и не решающихся войти в дом Отца своего, толпящихся на пороге и не смеющих осенить себя крестным знамением, дабы не разделить крестную муку Спасителя, о недоуменно взирающих на жену сию, слезами орошающую и волосами утирающую Лик, ибо велика вера её, но мало веры в пришедших”, — эту проповедь можно и не произносить.

17. БЕССМЕРТИЕ ДУШИ. Тот, кто вытерпит и досмотрит нудный фильм до конца, получает призовой билет на вторую серию.

10. Попугай, несущий в клюве засохшую веточку конопли. Тоже ведь символ.

30. Требуются неимоверные усилия для того, чтобы в просветлённой оптике отчаяния все лучи чужих и собственных непрожитых жизней сошлись в единый сияющей фокус. После чего фокусник раскланивается и публика вяло аплодирует.

221. Красота так же отталкивает, как притягивает уродство. Но тягу к уродству наш внутренний судья рассматривает как нечто недозволенное и сопротивляется ей. Поэтому коммуникация с очень некрасивым человеком часто бывает эмоционально неустойчивой: он то притягивает, то отталкивает, и в результате общения устают оба.

Аура, окружающая красивого человека, прозрачна для одних и непроницаема для других. Одушевлённая красота — свидетельство причастности к нуминозному. Она излучает Нечто, наводящее страх. Для тех, кто наделён способностью воспринимать подобные эманации, трудно не только притронуться к красивому человеку, но и заговорить с ним. Для остальных он такой же, как все и разве что представляется более привлекательным сексуальным объектом.

От тех, кто способен по-настоящему почувствовать красоту, её охраняет демон Максвелла. Но этой способности обычно сопутствуют другие неординарные качества, и красивый человек при прочих равных условиях оказывается в менее выгодной ситуации, чем любой другой. Его социальная среда беднее, а населяющие её особи примитивнее.

Так как мир мы оцениваем не по абсолютной шкале, а лишь соизмеряя его с собой, красивые люди чаще, чем некрасивые, приводят к завышенной самооценке, даже понимая, что красота ни в коей мере не является их заслугой. И они правы: их мир хуже, а они — на фоне этого мира — лучше, чем другие люди, обладающие теми же качествами (кроме красоты) — на фоне своих миров. В сочетании с гордыней красота становится ещё более отталкивающей, и потому красивый человек обычно достоин жалости.

31. Литература — лицедейство, опосредованное лишь материальным носителем текста. Поэтому переписка с литератором напоминает беседу с актёром: трудно бывает определить, с каким из персонажей в данный момент приходится иметь дело.

17. Когда перегородка между явью и сном бывает чересчур тонкой, головокружение прорывается наружу в виде порывистого весеннего ветра.

9. " Речевой плеоназм; тавтологический оксюморон; облезлая метафора". Желающие могут продолжить.

55. Герой мой — танк мой. Я — в броне его тёплого уязвимого тела — управляю его действиями и жестами, смотрю из щелей его глаз, слушаю сквозь его уши. обоняю сквозь ноздри и направляю туда, где страшно. И пока эта плоть будет мучительно умирать, я успею спастись, ускользнуть через темя, всегда размягчённое, ибо запрет говорить воплощён в передавленном горле.

57. ТЕЛЕГА PAR EXCELLENCE. По словам В.Ш.. "телега есть любое выраженное в словах послание", что неточно, потому что. скажем, "дыр быр щыл" — не телега, а гном (во всяком случае — вне контекста). Таким образом, любое словесное послание — либо телега, либо гном. Классическим примером телеги является "Война и мир": примеры гномов: "сам он козёл после этого" и "не убий".

37. Если пасьянс не сошёлся, неважно, что послужило тому причиной: твоя ошибка или исходный расклад. Если прежние действия привели к неудаче, они неотделимы от внешних обстоятельств. Собственный поступок такая же часть вчерашнего дня, как облачность или направление ветра.

22. Для нас, обывателей, грех сродни веществу, называемому "скатол". В чистом виде оно имеет запах дерьма, а будучи сильно разбавленным, приобретает аромат жасмина.

4. Нет такого слова: надо.

41. Абсолютно подлинный фрагмент всегда фальшив в художественном контексте, так же, как был бы фальшив чистый вымысел, который невозможен. "В искусстве не должно быть ничего такого, чего нет в жизни, и ничего из того, что в жизни есть", — гласит принцип театра но.

21. Унифицированный протест против тотальной унификации так же убог, как и безоглядное подчинение ей. Становясь чуть более свободным, панк приобретает достоинство клерка.

33. "Любовь. — говорит Елизавета Л.. — это когда можно дать, и чтобы не было стыдно". Вряд ли это хорошее определение, потому что вместо ключевого "дать" годится любой из множества других глаголов. Например, "накормить": или "убить".

31. "Если есть Бог, — пишет Шестов, — если все люди дети Бога, то, значит, можно ничего не бояться и ничего не жалеть". Трудно представить себе более трусливое обоснование того, что следует быть храбрым.

20. Психотропные средства позволяют отодвинуть крышу и заглянуть вовнутрь. А о том, чтобы в домике обнаружилось что-нибудь любопытное, лучше позаботиться заблаговременно.

99. Кто бы ни говорил, повторяй за ним. Однажды ты повторишь правду. Но к чему тебе эта правда внутри тебя? Внутри она уже есть, причем яснее и больше, а слово — всего лишь ее
осколок. Присваивая чужую речь, правду направь вовне, и ты почувствуешь, с какой жадностью отзовется мир.

И лживые слова повторяй вслед за говорящим. Такие слова никому не нужны, и так ложь вокруг — как плотная вата. Эти слова потеряются в ней и заглохнут. Поэтому лживую речь произнеси вовнутрь. Ложь будит совесть и рождает кошмары. Удачное лживое слово вспашет тебя, как плуг.

Лучшие слова и правдивы, и лживы одновременно.

12. Всякое прямое уподобление одного человеческого существа другому есть тягчайшее оскорбление для обоих.

53. Слово, массивный золотой брелок на ключике судьбы, тяготит и заставляет тяготеть к автобиографии. Слово нельзя заменить, не нарушая подлинности, но можно — и должно! — заговорить, заболтать, забалаболить, чтобы лишилось тяжести, взлетело бессмысленным воздушным шариком или мыльным пузырём и наверху, радужно блеснув, лопнуло. И капля расплавленного золота до кости прожжёт неосторожно подставленную руку любопытствующего прохожего.

18. Человек, среди прочего. — разовый биологический будильник, и внимательно присмотревшись, можно определить, на какой день и час установлена стрелка.

9. Единственный способ выиграть у беса — не играть с ним.

20. Нужно быть совершенно тёмным существом, чтобы после такой встряски, как собственная смерть, не прийти в себя и не обрести сознания.

3. Бога почти нет.

Издать книгу

Проект «Литературное имя»

Газета «Гуманитарный фонд»

«Купить книгу».  «Магазин в рюкзаке»

Премия «Живая литература»

Ваши баннеры на наших страницах

На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая
 
   
Рейтинг@Mail.ru

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта