Сайт современной литературы «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА»

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
29.08.2013
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Издать книгу
Купить книгу
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

банерная сеть «Гуманитарного фода»

 
 

Rambler's Top100

 
 

 

Вход в личный кабинет

Логин:
Пароль:
 

 

Дружественные ресурсы:

Из-во «Эра»
WWW.Liter.net
Скульптор Марат Бабин

 
 

 

Геннадий КАЦОВ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Если вы все еще помните, из классики: "...Мы говорим Ленин — подразумеваем Партия..." На мой взгляд, ни один аналитик и никакой из политологов не смогли определить суть идеологии четче, чем Владимир Маяковский: говорится одно, а подразумевается другое. Так, в известной цитате о единстве партии и народа подразумевались феодально-крепостнические отношения, а в чисто идеологической заботе об экономной экономике вообще трудно было проследить логику мысли.

Групповая выставка русских художников "Идеология гомосексуализма" (галерея RAAC. с 3 по 10 апреля. Сохо) выстроена в точности по указанному канону. Я не знаю, насколько сознательно художники следовали всем пунктам идеологического маршрута, но двусмысленность скрыта уже в самом определении: мы говорим Выставка — подразумеваем Акция.

Итак, что произошло и чего ради? В рекламируемой открытке написано следующее: "Идеология гомосексуализма" — первая в серии исследований о развитом обществе и его запретах." Как и наш президент Билл Клинтон, который, едва вступив в свои права, первым вопросом поставил наиважнейший — о легализации гомосексуалистов в армии США, так и серия исследований русскими художниками американского общества стартовала с животрепещущей темы. Понятно, что в демократическом обществе свои проблемы, которые не сразу видны иммигрантам и их следует выявить для ответа на вопрос: "Куда мы попали?" Однако, не касаясь армейских забот, попытаемся понять, что заставило группу художников сфокусировать внимание на гомосексуальной проблеме (большинство из них — добропорядочные семьянины, по многу лет живущие в Нью-Йорке, и все, без исключения, достаточно консервативны в своих сексуальных пристрастиях).

Гомосексуалистов в Нью-Йорке сотни тысяч, у них есть свои клубы и церкви, специализированные бюро путешествий и гостиницы, журналы и книжные издательства. Раз в году проходит парад гомосексуалистов и лесбиянок — многотысячное шествие вдоль 5-й Авеню к Гринвич Вилледжу, традиционно раскрепощенному в нравах артистическому району Ман-хеттена.

Гомосексуалисты отстаивают свои права, расширяют круг обязанностей и борются с косностью окружающих. Их поведение нередко раздражает обывателя и в реальной жизни может дойти до уличной потасовки и кабацкого мордобоя. Хотя, стоит ли махать руками в шумных разборках, если все равно всегда и во всем виноваты, по Эрих Мария Ремарку, велосипедисты.

Но есть еще один, неведомый стороннему наблюдателю, момент. Как мне кажется. он-то во многом и послужил поводом для апрельской выставки в галерее RAAC. Подтверждение тому — картина Леонида Пинчевского "Великая мечта художника". Изображен на ней сам художник в стиле "ню", т.е. голышем напрочь. Художник стоит в углу картины вполоборота и спиной обращен к известным персонажам нью-йоркского мира искусств (за портретное сходство Л.Пинчевский отвечает): Джон Вебер, Рон Фельдман, Паула Купер, Лео Кастелли, Мэри Бун, Илиана Сонабенд. Все перечисленные — владельцы галерей, одни из немногих, кто формирует эстетические вкусы, вкладывает в малоизвестных художников немалые деньги и распределяет места на Олимпе среди тех, кто добился признания.

Ключом к пониманию картины Л.Пинчевского может послужить следующая справка (прозвучит вполне в форме доноса, но сейчас мы переходим к проблемам идеологическим и ассоциация с доносом уместна): среди владельцев галерей немало гомосексуалистов. И это было бы их личным делом, если бы от сексуальной ориентации галерейщика не зависела судьба художника. Точно также партийность играла важнейшую роль в бывшем СССР: вступление в компартию доказывало идеологическую лояльность — и уже затем своим среди своих предоставлялась возможность строить карьеру и нормально жить.

Конечно, подобные структуры организуются на всех уровнях взаимоотношений. Земляки или одноклассники помогают друг другу, мафиози выручают членов своего клана, а партийные боссы понимают один одного с полуслова в рамках своей политической организации. Это нормально и естественно, пока существует несколько партий, соперничающих мафий и т.д. Общество поляризуется по различным принципам и ничего необычного в этом нет: родовой, семейный инстинкт преломляется в разных слоях человеческого бытия.

Выставка "Идеология гомосексуализма". по-видимому, об этом. И о другом. О том, что элита художественного мира Нью-Йорка однопартийна и оппозиция гомосексуализму практически не существует: о том, что тот из художников, кто к этой "партии" не принадлежит, скорее всего будет испытывать известные трудности; о том, что гомосексуализм, как идеология все глубже внедряется в сферу деловых отношений и художникам из России более других известно, к чему приводит селекция по признаку однопартийности.

Если же вернуться к исследовательской задаче выставки, то речь идет не о запретах на легализацию и пр.: все это уже в значительной степени, включая и однополые браки, в США разрешено. Запрет в другом; признать, что в современном мире искусства все сильнее влияние идеологии, которая никакого, как известно, отношения к искусству не имеет. Став одним из основных движущих рычагов в мире арт-бизнеса, гомосексуализм из сферы сексуальных отношений переходит в сферу идеологическую. О чем говорить сегодня как-то не принято.

К счастью то, что хотели выразить своими работами художники, не носит обличающего характера. Цель выставки — исследование, поэтому найдена единственно верная точка: войти в ситуацию. тем самым выявив (уличив?) ее по ее же приметам. Задача решалась характерно идеологическим приемом; сказать об одном, имея в виду другое. Т.е. и методика и технология исследования выглядят настолько некритическими, что поначалу создается впечатление, будто попал на выставку, которая как раз и только в поддержку гомосексуализма.

Так, объемные, крупногабаритные, из папье-маше и теста работы Валерия Ершова "Новый дизайн джакузи" (посредине зала) и "Монумент погибшим от любви" (на всю стену), насыщенные эротической символикой, создают и соответствующее настроение: двустворчатая ширма Кирилла Христова "Маскарадные одевания" с костюмированными фигурами Адама и Ева (если хотите — Адама и Адама, поскольку Ева явно мужского рода), и библейским яблочком, но нарисованным с тыльной стороны ширмы, придает лирическую ноту всей выставке.

В то же время анекдотически смотрятся в чем мать родила мужички на картине Л.Пинчевского "Великая женская мечта", перетягивающие увлеченно и по-спортивному канат (две команды, по три голеньких в каждой); Пинчевского же "Мужчины любят слушать пение птиц на прекрасной природе", с двумя усатыми дядями, нагишем разлегшимися в позе ренессансных нимф и пикантно, по балетному, вытянувших носочки. Не менее анекдотичны игровые работы Владимира Давиденко "Ромео и Ромео’', "Отелло и Отелло" (пара огромных негров душат друг друга); расположенный в отдельной комнате "Матросский кубрик" Люсьена Дюпьфана (на вернисаже самостоятельным произведением искусства был представлен К. К. Кузьминский, поэт и составитель девятитомной поэтической, антологии "У Голубой Лагуны", в матросском кубрике исполнявший роль шлюхи и разлегшийся на матрасе вдоль одной из стен в невероятном одеянии: нижнее и верхнее женское белье вперемешку); откровенно гомосексуальный диптих Александра Захарова "Непрошенный подарок" в тяжелых рамах из выкрашенных в белый цвет бычьих берцовых костей. Работы этих художников легко можно объединить чём-то вроде рубрики "Гомики шутят".

В известном сборнике афоризмов "Непричесанные мысли" польский поэт Станислав Ежи Лец заметил: "Хочешь скрыть лицо — выйди голым". Неявный смысл этой фразы (тем более явный, поскольку лица художниками практически не выписывались; важна идея!) главенствует на выставке. Эстетика обнаженных мужских фигур и этические гомосексуальные пассы настолько бросаются в глаза, что первое впечатление от выставки однозначно. Не сразу отметишь краткие данные, об авторах возле каждой работы: во всех листочках указано "straight".

Не сразу обратишь внимание на любопытную инсталляцию "Если твой папа был бы гомосексуалист" художников Сюзанны Шерер и Павла Упорова: триптих с портретом мальчика в центральной части и двух фигур кукол-мужчин в боковых. Здесь же разложены несколько книжек американских издательств. Названия примечательные: "Иметь двух мам", "Как бы ты себя чувствовал, если бы твой папа был геем". "Сосед Дэдди". Последняя особенно интересна; на каждой странице красочная картинка с соответствующей краткой подписью. Книжка живописует беззаботную жизнь мальчика с двумя папами, и начинается так: "МОИ МАМА И ПАПА РАЗВЕЛИСЬ В ПРОШЛОМ ГОДУ" (соответствующая картинка — мама и папа расходятся в разные стороны); "В ДОМЕ ПАПЫ ПОСЕЛИЛСЯ ЕГО ТОВАРИЩ" (картинка — улыбающийся папа и его розовощекий крепыш-товарищ); "ПАПА И ЕГО ТОВАРИЩ ФРЭНК ЖИВУТ ВМЕСТЕ" (картинка), "ЕДЯТ ВМЕСТЕ” (картинка), "СПЯТ ВМЕСТЕ" (картинка). "БРЕЮТСЯ ВМЕСТЕ ПО УТРАМ (насыщенная оптимизмом картинка двух бреющихся перед зеркалом пап) и т.д.

В отдельную группу я бы определил художников, чьи работы неприкрыто пародийны: в эстетике черного юмора работы Мартина Шоу "Потомок альфонса"; нижняя часть мужской фигуры (вид сбоку) с закрученным спиралькой хвостиком, "Углубление голубого" Евгения Шешенина; бытовые сценки в раблезианском духе "Верность" и "Неверность" Владимира Титова; ложноклассические, имперские фигуры двух юношей в картине "Доброе утро, Америка" Сергея Соколова.

Особняком смотрится на выставке триптих Александра Шнурова "Тайная исповедь", "Лицо нации", "Совсем взрослые". В романе Владимира Набокова "Приглашение на казнь" есть такой малозначимый для общего сюжета фрагмент;

"Никита Лукич! А Никита Лукич!

— Я за него, — бодрым баском отозвался Никита Лукич..."

Это вариант юмора. Он может существовать лишь в определенной компании, объединенной рамками известного членам этой компании этикетного поведения. Никиту Лукича зовут, Никита Лукич есть, а произносится Никитой же Лукичем: "я за него". На самом деле, речь идет об игре, о желании выглядеть своим, да и остроумным к тому же: вот ведь как ситуацию обыграю. Для посторонних это обман, для своих — понятийный знак, метка, для посвященных — доступный символ.

Триптих Александра Шнурова ни тематически, ни идеологически отношения к выставке не имеет. "Я за него", — говорит о себе Шнуров, надеясь, что свои поймут. Как объяснил мне сам художник, в его работах — правда и реализм, его картины будут учить зрителя понимать этот мир с христианских позиций, приведут зрителя к пониманию истинной морали. Два лица в профиль на черном фоне — это аллегория современных бесчувственных мертвых тел, которых покинул дух.

Никакого отношения к "Идеологии гомосексуализма" эти картины не имеют: с таким же успехом их можно предложить для выставки некрофилов или борьбы за экологию планеты. Дух уничтожен, но есть надежда, что не до конца: Шнуров и Правда спасут мир, излечат духовный недуг цивилизации, в конечном итоге и нас с вами, читатель. Все еще наводят порчу модернисты, только недолго им осталось. Да и велосипедистам тоже...

Если влиятельные люди в современном арт-бизнесе объединены определенно идеологией, то художникам-аутсайдерам просто необходимо выявить основные ее знаки. По-моему, эту задачу и бралась решать выставка русских художников, как наиболее для них близкую среди прочих запретов американского общества. Что же касается художественной ценности представленных на выставке работ, то я предложил бы рассматривать их не по отдельности, а цельным коллажем, в котором всякая деталь подчинена объединяющей теме. Тема же дана в названии исследователького проекта.

Коллаж получился ярким, неоднозначным, нарочито идеологичным со свойственными идеологии блефом и подтекстом, которые переводят эту выставку в разряд акций. И уже как групповая акция, все происходившее в галерее RAAC становится не столько явлением искусства, сколько произведением (совместно в художественном, социально-политическом и коммуникативном планах) более общего порядка, имеющим уже прямое отношение к разномасштабной культуре сегодняшнего Нью-Йорка.


Издать книгу

Проект «Литературное имя»

Газета «Гуманитарный фонд»

«Купить книгу».  «Магазин в рюкзаке»

Премия «Живая литература»

Ваши баннеры на наших страницах

На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая
 
   
Рейтинг@Mail.ru

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта